01.12.2008 08:45:00
Снижение платежеспособного спроса на строительные материалы в 2009г. приведет к их дефициту в 2010-2011гг., сообщил РБК президент группы компаний "СЗНК" Юрий Рафальский.
По его словам, сегодня отечественная стройиндустрия столкнулась с тремя глобальными проблемами, вызванными кризисом ликвидности в российской экономике. Первая из них - снижение платежеспособного спроса на базовые строительные материалы, которое в 2009г. составит в среднем 10%. "При этом важно понимать, что снижается именно платежеспособный спрос, а не реальные потребности рынка, - комментирует Ю.Рафальский. - Через год-два этот отложенный спрос вернется в виде острого дефицита стройматериалов".
Второй проблемой станет то, что нехватка ликвидности на рынке стройматериалов обернется приостановлением инвестиционных проектов по развитию отрасли. В свою очереди дефицит стройматериалов приведет к росту стоимости 1 кв. м жилья. В этих условиях о доступном жилье гражданам России придется окончательно забыть".
По мнению Ю.Рафальского, третьей проблемой развития отрасли являются логистические мощности. В данный момент возможности по доставке стройматериалов и сырья отстают от потребностей рынка. Кроме того, доля транспортных расходов в себестоимости стройматериалов уже сейчас может достигать 60%. В то же время ОАО "Российские железные дороги" уже заявило о планах повышения тарифов в 2009г. на 12-14%.
Как считает эксперт, для решения этих проблем необходимо на государственном уровне предпринять комплекс оперативных антикризисных мер. В том числе требуется обеспечить госгарантии на получение целевых кредитов и дать производителям строительных материалов прямой доступ к финансовой поддержке, которую оказывает реальной экономике Центробанк. При этом кредиты должны быть целевыми, под конкретные потребности предприятий, подчеркивает Ю.Рафальский. Кроме того, в сложившихся условиях необходима государственная поддержка отечественных производителей в 2009г.: заградительные ввозные пошлины на определенные строительные материалы, например, нерудные, из стран СНГ.
И, наконец, РФ следует разработать механизмы по снижению транспортных и энергетических издержек для компаний, изготавливающих стройматериалы. В условиях кризиса необходимо пересмотреть темпы роста тарифов на железнодорожные грузовые перевозки, поскольку во время снижения платежеспособного спроса на стройматериалы это позволит сохранить уровень рентабельности производителей, полагает специалист.
http://spb.rbc.ru/