Шар со всеми удобствами

25.11.2008 08:54:00

Как рассказывает журнал о людях и домах «Собственник» жилище первобытного человека имело округлые формы. Но, с тех пор как люди научились возводить дома из стволов деревьев, человечество прочно переселилось в «четыре угла». Сегодня сфера, как самое совершенное из Платоновых тел, пытается вернуть утраченные позиции…

Форму шара имеет Земля, круглые формы присущи практически всем объектам живой природы, и человеку в том числе. А вот дома, в которых мы живем, строятся по принципу рационального использования материала: ведь прямую стену возвести проще. В результате что представляет собой европейская архитектура? Это фактически история декорирования куба – геометрического тела, которое в природе практически не встречается.

Казалось бы, для нас уже стало привычным, что дом – это нечто, имеющее углы, построенное по одной знакомой схеме (фундамент, стены, стропила, крыша). В крайнем случае встречаются дома цилиндрической формы с шатровой крышей, но это, как правило, культовые постройки или дома для знати – храмы, часовни, дворцы. Между тем, если исходить из тех же идей рациональности, шарообразные здания имеют ряд преимуществ перед обычными: на них идет меньше материала (поскольку меньше площадь поверхности), их легче отапливать и проветривать, им не требуется ни фундамент, ни крыша.

Дома-шары: «бумажные», виртуальные и отверженные

Известные «бумажные» архитекторы 20 века (те, что делали проекты «в стол», без всякой надежды их построить) вовсе не были пионерами в освоении шара. К примеру, еще в 18 веке на волне социально-утопических идей Великой Французской революции и Просвещения таким образом творили архитекторы-неоклассицисты Этьен Луи Булле, Антуан Вудайе и Клод Николя Леду. Уже тогда они мечтали о гигантских зданиях простых геометрических форм, которые называли «архитектурными телами» и «говорящей архитектурой».

Одним из самых знаменитых утопических проектов Булле является Кенотаф (то есть склеп-памятник) Ньютона, в котором шарообразная форма здания напоминает об одном из его открытий: как известно, идея о существовании всемирного тяготения посетила ученого, когда ему на голову упало яблоко. Как и остальные дерзкие для того времени проекты мечтателя, экстравагантный черный дом-сфера со сквозными отверстиями, призванными с помощью солнечного света создавать эффект ночного звездного неба, построен не был. Но совершенно очевидно, что архитектурная революция начала 20 столетия черпала идеи именно там – в утопиях века Просвещения.

И судьба многих творений того времени была схожей: так, самый известный «бумажный» архитектор Советской России Иван Леонидов в 1927 году тоже создал свой дом-шар, однако на судьбу его не повлиял даже тот факт, что это был проект Института Ленина. Не менее утопичными были проекты города-сада молодого Ле Корбюзье. Круглому же выставочному ресторану Kugelhaus в Дрездене немецкого архитектора Биркенхольца повезло больше: он хотя бы был построен. Впрочем, простоял удивительный павильон недолго: уже через 10 лет его демонтировали.

От всех последующих сферических проектов автора (ратуши в Дюссельдорфе, здания отеля в Лейпциге, павильона для Чикагской всемирной выставки) заказчики попросту отказались. И все-таки начало было положено: понемногу эффектные дома-шары стали появляться в разных уголках планеты. Сначала с помощью них украшали Всемирные выставки (в Нью-Йорке в 1939 году, в Брюсселе в 1958 году, в Монреале в 1967 году). А с появлением новых строительных технологий дома-шары стали проектировать для самых разных целей, в том числе и для жилья.

Украшение шарами

Сегодня в рамках органической (по сути, все той же «говорящей») архитектуры дома сферической или полусферической формы демонстрируют целую галерею природных образов: это могут быть дома-пузыри (как творения Антти Ловага на Лазурном берегу), сейсмостойкие японские дома-шары диаметром 6 м или целые конгломераты шаров, напоминающие то пчелиные соты, то пену.

Впрочем, все это архитектурные изыски, и они где-то далеко – там, где и материалы особенные, и деньги совсем другие. У нас же, на бескрайних российских просторах, сегодня ведутся «чисто конкретные» разговоры (и споры) о преимуществах дома-сферы – и одновременно о его недостатках. Индивидуальные застройщики делают это с вполне определенным прицелом: хочется понять, сколько в этих проектах чудачества и стремления к оригинальности, а сколько реального практического смысла?

Действительно, все то, что мы уже перечислили выше: выгодное соотношение внутренней и внешней площади, экономия материала, уменьшение теплопотерь – все это в какой-то степени верно. Энтузиасты сферических жилищ добавляют к этому доступность материалов (требуется всего пять составляющих: вода, песок, цемент, арматура, утеплитель), простоту и скорость строительства, особую прочность напыленного бетона, ласкающую глаз высоту потолка, а также тот факт, что на сферической крыше не задерживается снег (немаловажный плюс для нашего климата). Ценно и то, что шаровидный дом всерьез готов поспорить с сильным ветром: например, построенный во Флориде круглый монолитный дом в виде шара из серии Dome Home выстоял во время урагана «Иван» (2004 год), тогда как все остальные близлежащие постройки были разрушены.

Скептики всегда найдутся

Впрочем, некоторые из тех, кто еще не построил, а только услышал, что где-то возводится сферический дом (экое безобразие!), уже готовы увидеть в нем массу недостатков. Например, они жалуются на то, что при строительстве все равно невозможно обойтись без несущих стен внутри, поскольку перекрытия между этажами не могут опираться на тонкие (и слабые на растяжение) стены шара.

Они считают, что будет большой проблемой подобрать материал для кровли. Влагоустойчивость «крышестен», по которым при отсутствии каких-либо водостоков и водосточных труб будут регулярно стекать осадки, они ставят под очень большое сомнение. Кроме того, пророчат возню с утеплителями: даже если укладывать их в процессе напыления бетона, а не сверху, все равно придется резать их на сегменты, поскольку все они выпускаются в виде плоских плит. Им не нравятся наклонные окна, которые якобы будут плохо вести себя при открывании и закрывании (хотя почему бы не использовать специальные мансардные?). Не в восторге они и от непривычной формы комнат: куда же теперь детей «в угол» ставить?

И вообще, как возле таких «падающих» стен располагать мебель? Не гнуть же стандартные шкафы и буфеты? Особый же трепет и ужас вызывает у скептиков криволинейная – как в космическом корабле – дверь. Одним словом, неправильно все это и непривычно! К тому же дом этот новомодный, если пока и кому-то интересен, то в целом товар явно на любителя. Поэтому продать его в случае чего будет весьма проблематично… Так говорят скептики.

Впрочем, как показывает практика, любителей и чудаков всегда хватало в любые времена и в любой стране. Мечтателей – тоже. И, наверное, это к лучшему!

http://sob.ru/


    Была ли полезна информация?
  • 1209
Автор: @ВесьБетон