11.06.2008 00:50:40
Рассматривается технология художественной росписи потолка.
Многовековой опыт создания оптических иллюзий в интерьере зданий посредством настенной росписи и фрески мастера использовали в первую очередь при отделке дворцов знати. Современные дизайнеры в своих работах очень часто обращаются к давно испытанным приёмам.
Иногда такие приёмы являются единственной возможностью изменить облик небольших квартир стандартной планировки.
Настенная живопись настолько сильно изменяет ощущение пространства, что с первого взгляда бывает сложно определить настоящие размеры и габариты комнаты.
Визуальное увеличение объёма помещения достигается за счёт слияния иллюзорного и реального пространства: стены и потолок имеют сходную по фактуре и цвету отделку, учитывающую освещённость помещения.
Классическая технология росписи требует высокой квалификации художника, поэтому сейчас её применяют редко: дорого.
На вкус и цвет товарищей нет. Истинность пословицы подтверждает многовековой опыт и научные факты: у каждого из нас есть свои цветовые пристрастия и своё восприятие цвета. Хотя есть и общие правила.
Интерьер дома — замечательное поле для проявления индивидуальности. При большом желании не трудно создать шедевр в своей комнате самостоятельно. Если вы не боитесь испортить стену, то можно расписать её оштукатуренную поверхность с помощью гуашевых или акриловых красок.
Лучше оклеить потолок или стены белыми обоями, возможно, с фактурой, по которым легко рисовать акварелью; к тому их весьма легко заменить.
У многих россиян кухни очень маленькие, да и потолки не высокие: например, 2,5 м, как у меня. Долгое время я хотела изменить объём кухни, но не знала, как это сделать без больших затрат. Я изучала различные методики, и, в конце концов, решение созрело. Восторг от полученного результата и подвиг меня написать эту статью.
Цвет создаёт эмоциональную атмосферу и иллюзию расширения или сужения пространства. При выборе цвета кухни желательно учесть законы воздушной перспективы, психологию восприятия цвета, пропорции помещения.
Что такое цвет и какую роль он играет в нашей жизни? Этот вопрос во многом остаётся загадкой. У нас есть любимые цвета и оттенки, а есть те, которые мы на дух не переносим. В четырёх стенах влияние цвета особенно заметно, что уж говорить о кухне.
Итак, какой же выбрать цвет для своей кухни? В первую очередь нужно учитывать функцию помещения. Если на кухне и готовят, и едят, выбирать гамму нужно осторожнее, учитывать то, как она скажется на настроении, аппетите членов семьи.
Стильно смотрится отделка одним цветом разной тональности, т. е. цветовая растяжка белой краской.
Разнообразные узоры, ярких цвета хороши только в больших помещениях. Напротив, нейтральные цвета помогут создать иллюзию расширения пространства даже в крошечном помещении.
Есть ещё один вид настенной росписи — гризайль (см.: Техника художественной росписи коттеджа // Популярное бетоноведение. — 2005. — № 6 (8). — С. 56–61). Это монохромная техника, известная давно. Её используют для создания иллюзии объёма изображённых на плоскости архитектурных деталей. В этом случае художник останавливает свой выбор на приглушённых оттенках серого, коричневого и белого. Гризайль, — если работает профессиональный художник, — позволяет оригинально оформить дверные и оконные проёмы, имитировать на плоскости весьма сложные скульптурные композиции, лепнину, колонны с капителями.
Оптическое смешение всех цветов, символ ясности и чистоты, белый цвет не несёт в себе какой-то стилевой окраски, он универсален: равно хорош и для классики и для стиля хайтэк. Ослепительно белый может утомить. Но, как и все цвета ахроматической (чёрно-бело-серой) гаммы, он сочетается с любым другим.
В окраске стен и полов постарайтесь избежать серых, жёлтых и коричневых тонов, а также большого количества синего цвета. Светлые цвета оптически расширяют пространство, делают его лёгким и воздушным. В небольшой кухне обилие ярких или контрастных цветов утомляет, а вот светлые, нежные оттенки будут здесь очень кстати.
Для объяснения закономерностей теории цвета используют следующую схему расположения цветов спектра. В треугольнике находится круг, не прилегающий вплотную к сторонам треугольника. В вершинах треугольника лежат основные цвета: жёлтый, синий и пурпурный. Пары противолежащих в круге цветов являются дополнительными, комплиментарными. Наибольший контраст создают цвета, диаметрально противоположные в цветовом круге, расположенные по диаметру. Это касается и промежуточных тонов. Если хочется более мягкого сочетания, лучше выбирать оттенки, сближенные в цветовом круге, если — более яркого — отдалённые.
Цвета, расположенные рядом, рождают интересные цветовые контрасты. Не рекомендуется сочетать цвета в пропорции 1 к 1. Согласно правилу «золотого сечения» соотношение основного и дополнительного цветов в идеале должно быть 5 к 3.
Если в интерьере достигнута цветовая гармония, мы на подсознательном уровне ощущаем комфорт, если нет, — испытываем беспокойство и раздражение.
Психологи делят цвета на тяжёлые и лёгкие, глухие и звонкие, выступающие и отступающие. Так, тёплые цвета считаются выступающими, холодные — отступающими. Светлые — лёгкими, тёмные — тяжёлыми. Светлые, нежные оттенки на кухне будут очень кстати.
Вернёмся к главной проблеме — низкие потолки.
В мире накоплен весомый опыт создания художественной иллюзии высоких потолков за счёт перспективной росписи. Согласно формулировке БСЭ: «Перспективная живопись — род живописи, художественная выразительность которой основана на использовании эффектов линейной перспективы; декоративная живопись, иллюзионистически расширяющая реальное».
Впечатление о глубине пространства, об удалённости предметов от наблюдателя складывается в нашем сознании из-за того, что окружающие предметы кажутся нам тем меньше, чем дальше от нас они находятся. Такое изменение размеров предметов в зависимости от их удалённости вызывает явление линейной перспективы. Параллельные линии, направленные от нас в глубину пространства, стремятся сойтись в одной точке, находящейся в бесконечности.
Наилучший художественный эффект достигается совместным применением линейной и тональной перспективы.
Подобно линейной перспективе, тональная обладает рядом закономерностей, передающих ощущение глубины пространства, его протяжённости. Эти закономерности давно используются в живописи, кинематографе и фотографии — во всех видах искусств, где приходится на картинной плоскости, имеющей 2 измерения, передавать почти полноценную иллюзию 3-мерного пространства. Ещё Леонардо да Винчи в «Трактате о живописи» достаточно полно указал основные закономерности тональной перспективы:
— по мере удалённости предметов от наблюдателя теряется чёткость и ясность очертаний предметов;
— при удалении предметов в глубину пространства уменьшается насыщенность цветов;
— наиболее удалённые от наблюдателя объекты кажутся более светлыми, чем те, что находятся в непосредственной близости от наблюдателя;
— светотеневой контраст по мере удаления от наблюдателя снижается.
Итак, приступим к работе. Размоем побелку, высушим, огрунтуем и оклеим потолок белыми обоями с крупным фактурным рисунком.
Приняв во внимание всё вышеизложенное, разобьём потолок на сегменты. От люстры (центр потолка) до углов комнаты наносим малярной нитью линии разметки, затем делим стены в равных пропорциях по периметру. Не смущайтесь неравенством пропорций. Стены у нас кривые, — ориентируйтесь на собственные ощущения.
Далее наклеим малярный скотч вдоль всех линий разметки (рис. 1). Следите за тем, чтобы вся поверхность скотча ровно приклеилась к поверхности потолка, иначе при окраске возникнут потёки под ленту. Клеить скотч надо обязательно с одной и той же стороны разметочной линии, например, справа.
После этого приступаем к созданию рисунка звёзд. Разделим идущие из центра лучи на отрезки равной длины. У меня получились отметки 17, 34 и 51 см. Из соответствующих друг другу точек отметки на обеих сторонах сегмента чертим до пересечения отрезки, каждый из которых параллелен стороне противоположной той, из которой берёт начало (рис. 2). Наклеиваем малярный скотч с наружных сторон получившихся лучей звезды (рис. 3).
Получилось 3 12-конечные звезды, находящиеся одна из одной.
Теперь приступим к окрашиванию потолка. Выберем цвет, гармонирующий со стенами и мебелью. Я выбрала бежевый. Приготовим 2 типа валиков — большой в шубе и маленький поролоновый, а также кисточку для «ювелирного» окрашивания концов звёзд. Для окраски возьмём водоразбавляемую акриловую белую краску и колеровочную пасту нужного цвета.
Сначала окрашиваем площадь вокруг самой крупной звезды в самый бледный тон. Затем подливаем ещё колеровочной пасты в ведро с краской и перемешиваем краску до однородного состояния. Выкрасим площадь между гранями самой большой и второй по величине звёзд. Аналогично действуем далее, пока не дойдём до самой маленькой звезды. Она будет самой яркой.
Перед каждой переколеровкой необходимо отливать немного краски каждого тона в отдельную посуду. Она понадобится, если в конце найдутся непрокрашенные участки.
Когда окрашенная поверхность подсыхает (становится матовой), аккуратно снимаем малярный скотч. Потолок визуально стал выше на 30–50 см. Ощущения различны в зависимости от роста самого человека и от точки зрения.
Для усиления художественного эффекта мы установили зеркальный карниз по всему периметру потолка. Лучше выполнить его без наклона, широкой полосой (от 5 до 30 см; с учётом размеров комнаты).
Мне очень понравился результат. Желаю удачи в творчестве и вам.
Рис. 1
Рис. 2
Рис. 3