29.09.2008 21:43:00
Группа Магнезит запустила в Челябинской области комплекс производства сырья для выпуска современных огнеупоров. Аналогов в России нет. Таким образом, Магнезит сможет не только укрепить позиции на отечественном рынке, но и потеснить импорт
В начале сентября на площадях комбината Магнезит (Сатка Челябинской области), основного производственного актива группы, открылся комплекс плотноспеченного периклазового клинкера мощностью 50 тыс. тонн продукции в год. За последние пять лет это самый крупный инвестиционный проект компании, его стоимость — более 1 млрд рублей. Комплекс включает участок помола с шаровой мельницей (фирмы Hosocawa Alpina), участок брикетирования с валковыми прессами (Hosocawa Bepex), высокотемпературную шахтную печь (RCE/Maerz). Реализация проекта позволит замкнуть технологический цикл от получения сырья до выдачи готовой продукции.
Клинкер — высококачественное сырье для производства огнеупорных изделий. Предназначено для футеровки тепловых агрегатов на предприятиях черной, цветной металлургии и цементной промышленности. По клинкерной технологии работают огнеупорные предприятия Австрии, Германии, США и Китая. В России — это первое производство.
Стойкая экономия
По словам генерального директора группы Магнезит Сергея Одегова, основная цель проекта — рациональное использование качественного сырья и повышение служебных свойств огнеупорной продукции. Во-первых, клинкерная технология в отличие от традиционной, основанной на обжиге в морально устаревших вращающихся шахтных печах, позволяет увеличить эффективность расходования сырья вдвое и довести объем его использования до 100%. Во-вторых, расход газа для получения одной тонны готового продукта на новой печи втрое ниже. В-третьих, изделия, произведенные из такого клинкера, обладают повышенными характеристиками — низкой открытой пористостью, высокой плотностью, незначительными изменениями геометрических размеров изделий в процессе нагрева и эксплуатации, стабильностью свойств, что, в свою очередь, существенно увеличивает срок службы футеровки теплового агрегата. Кроме того, проект даст и экологический эффект: установленные рукавные газоочистные фильтры австрийской фирмы Scheuch Gmbh позволят значительно снизить пылевыброс.
Применение новой технологии обеспечит усреднение качеств исходных сырьевых материалов, и как следствие — получение стабильного состава плотноспеченного периклаза. «Получаемый продукт планируется использовать в ряде огнеупорных изделий взамен более дорогого электроплавленного периклаза, что позволит несколько снизить себестоимость продукции. Появятся серийные изделия с более высокими служебными свойствами, что позволит повысить стойкость огнеупоров в проблемных зонах тепловых агрегатов металлургической и цементной промышленности. Безусловно, эта продукция будет стоить дороже, но за счет увеличения межремонтного срока тепловых агрегатов потребителю такие изделия будут более выгодны», — пояснил Сергей Одегов.
Отстоять свое
Группа Магнезит держит 70% российского рынка огнеупоров, но ужесточающаяся конкуренция расслабляться не дает. Емкость внутреннего рынка оценивается в 2,84 млн тонн. Основные активы отрасли сосредоточены на Урале — в Челябинской и Свердловской областях (более 60% производства в стране). Это объясняется наличием природного сырья и близостью к основным потребителям — металлургическим предприятиям. Отечественная огнеупорная промышленность представлена 11 компаниями, среди которых наиболее сильны Богдановичские огнеупоры, Боровичский комбинат огнеупоров, Семилукский огнеупорный завод, Динур (Первоуральск). Обеспечивать себя стремятся и некоторые предприятия черной металлургии, в частности огнеупорное производство есть на Магнитогорском, Нижнетагильском, Челябинском, Западно-Сибирском меткомбинах.
Нарастает и натиск иностранных игроков, доля которых на российском рынке составляет порядка 10% в натуральном выражении и 25% в денежном. Основные зарубежные поставщики — Запорожогнеупор (Украина), Mayerton (Англия), Puyang Reefractories (Китай), RHI (Австрия). Европейская Vesuvius Group объявила о намерении запустить к 2010 году первое собственное российское производство монолитных огнеупоров для сталелитейных предприятий в Нижегородской области.
Чтобы остаться на месте, нужно бежать изо всех сил, а чтобы куда-то попасть — придется приложить двукратные усилия, рекомендовала кэрроловской Алисе Черная королева. Руководство Магнезита не планирует в ближайшие годы уменьшать масштабы инвестиций. «Стратегия компании включает не только развитие поставок огнеупоров, но и следование возрастающим технологическим требованиям потребителей, главный принцип отношений с которыми — оптимальное соотношение цены и качества предлагаемой продукции. Мы намерены активно инвестировать в создание новых современных производственных мощностей, развитие сырьевой базы, энергосбережение, защиту окружающей среды. По нашим оценкам, на эти цели до 2015 года нам понадобится не менее 15 млрд рублей», — рассказал Сергей Одегов.
Грамотно используя преимущества лидера отрасли, компания имеет все шансы отстоять рынок и потеснить иностранных конкурентов. И запуск нового производства — серьезный рывок вперед. Тем более что для огнеупорщиков наступают непростые времена: производство наиболее огнеупороемкой стали — мартеновской — неуклонно сокращается в связи с заменой мартеновских печей конвертерным и электросталеплавильным производством.
http://www.expert.ru/