02.04.2008 15:20:00
Вопреки первоначальным опасениям, формирование инфраструктуры будущих Олимпийских игр не привело к удорожанию стройматериалов в Южном федеральном округе (ЮФО). Эксперты утверждают, что «фактор Сочи» не будет оказывать влияния на ценовую политику в стройиндустрии. Во всяком случае, в ближайшей перспективе.
На Северном Кавказе никакого ценового бума не наблюдается, стройматериалы дорожают в соответствии с темпами инфляции. В то же время в республиках внимательно следят за развитием ситуации вокруг олимпийского Сочи и готовы помочь соседям и рабочей силой, и стройматериалами.
В Ингушетии, богатой месторождениями полезных ископаемых, строительная отрасль в последнее время развивается активными темпами. В нынешнем году планируется ввести в эксплуатацию два кирпичных завода, керамзитовое производство. К 2010 году в Сунженском районе республики должна заработать промышленная зона по производству строительных материалов.
Однако наиболее дальновидные ингушские предприниматели уже сейчас продвигаются поближе к олимпийскому факелу. Как сообщили в министерстве экономического развития Республики Ингушетия, в прошлом году на международном форуме «Кубань-2007» руководство одного из крупных заводов республики заключило соглашение об открытии в Краснодарском крае филиала своего кирпичного производства. Это позволит предприятию выйти на новый уровень, а покупателям — приобретать стройматериалы по доступной цене.
Если на Кавказе цены на стройматериалы заметно не поднялись, то в Волгоградской области они немного подросли. Например, в марте цемент подорожал на 6%. Основной скачок цен ожидается в апреле. Впрочем, специалисты связывают это не с фактором Сочи, а с сезонным ростом. До конца текущего года больших изменений на рынке не предвидится.
«Цены на стройматериалы начнут активно расти, когда завершатся проектно-сметные работы на олимпийских объектах. Соответственно увеличатся и объемы производства, — говорит руководитель территориального строительного комитета при администрации Волгоградской области Вячеслав Сахно. — Уже сейчас Росстрой и Минрегионразвития запрашивают оценку состояния предприятий стройиндустрии в нашем регионе, а также интересуются степенью их загруженности. Все это говорит о возможности того, что волгоградские производители стройматериалов будут задействованы на олимпийской стройке. Пока же цены на рынке строительных материалов растут обычными темпами».
«Сочинский рынок нам интересен, — сообщили на одном из волгоградских заводов железобетонных изделий. — И у нас уже есть партнеры в этом регионе, которым мы поставляем керамзит. Однако на данный момент рост цен на наши изделия обусловлен лишь увеличением себестоимости».
Ситуация на Северном Кавказе и в Волгоградской области показательна для положения дел в индустрии стройматериалов. Ведь здесь сосредоточены крупнейшие предприятия отрасли региона. Однако и более мелкие производители не собираются пока наращивать цены на свою продукцию.
Индустрия стройматериалов в Ростовской области представлена в основном небольшими предприятиями, специализирующимися на выпуске кирпича, облицовочной плитки, бетона. Они ориентируются на внутренний рынок Дона. К примеру, цементом Ростовскую область обеспечивает только одно крупное предприятие, выпускающее 50 т этого материла в год. А по расчетам специалистов, до 2010 года на Дону будет потреблено около 25 млн т цемента. Поэтому делать ставку на сочинскую стройку донские производители стройматериалов не торопятся — удовлетворить бы спрос местных застройщиков. Директор группы компаний, в состав которой входит и кирпичный завод, заметил, что они здраво оценивают свой потенциал и рынок сбыта. «Мы заходили на краснодарский рынок, но там сейчас и своего стройматериала хватает. Поэтому решили сосредоточиться на внутренних потребностях», — добавил он.
В прошлом году принята областная стратегия развития отрасли на предприятиях Ростовской области до 2010 года. Ее главная цель — обеспечить строительный рынок высококачественными материалами. По информации донского минстроя, в рамках этой стратегии 11 предприятий уже смогли воспользоваться бюджетными субсидиями на погашение процентов по кредиту. На малый бизнес из казны пошло около 5 млн руб. Кроме материальной поддержки стратегией предусмотрено проведение тендеров на месторождения сырья для производства стройматериалов, привлечение инвесторов на те направления, которые сейчас особенно «провальны».
И постепенно ситуация начинает меняться. В двух районах области крупные инвесторы намерены запустить производства цемента, будут открыты несколько небольших кирпичных заводов и предприятий по выпуску бетона.
Российская газета — Юг России. — 2008. — № 4626.