Цитата |
---|
Николай , несколько раз слышал от людей, заслуживающих доверия и уважения, что они видят основной причиной продольных трещин неравномерность давления по ширине дорожки и перепады температур в холодное время. |
Цитата |
---|
) У нас на линии БОФ часто перед разрезкой еще до снятия напряжения обнаруживаются поперечные трещины (5-6 шт. на длине стенда в 108 м.) шириной раскрытия 0,5...1,2 мм. Как только разрезаем концы канатов - монолит сжимается и все трещины, естественно, закрываются, редкие из них остаются, но шириной явно меньше 0,2 мм. |
Причин тому может быть много, но одна, все таки доминирует.
Неравномерный нагрев массива плиты по длине дорожки.
Помнится на Урале была одна линия длинной больше 200 метров. Там этот эффект проявлялся особенно жестко. Но с ним справились, перекрыли ворота в середине цеха и поставили стены, разделяющие цеха виной тому:
Температурный коэффициент линейного расширения
Давайте прикинем какие деформации возникают при нагреве массива бетона при безопалубочном формовании
Коэффициент теплового расширения (КТР)
Бетона_________ =14,4 *10^(-6)/c
о
Стали (арматуры)=13,0
То есть, по теории, при нагреве и остывании эти два материала должны деформироваться примерно одинаково, без взаимных внутренних напряжений.
Но это только в том случае, если арматура не напряженная.
В нашем случае БОФ она как раз напряженная, то есть жестко зафиксирована на стенде, в то время как бетон «плавает» по металлу дорожки.
Это означает, как минимум, что резать изделие следует при температуре, близкой к той, что была при твердении бетона. И еще важно, что бы перепад максимальной и минимальной температуры был бы невелик. Поэтому следует соблюдать те температурные режимы, которые вам рекомендовал производитель оборудования.
В описанном выше случае явно проглядывается неодинаковая деформация массива бетона и напряженной арматуры.
Надо проверить одинаковость температуры по всей длине дорожки.
Причины неодинаковости могут быть довольно простые:
- Открытые ворота в одной из частей цеха.
- Низкая скорость потока жидкого теплоносителя
- Недостаточная мощность нагревателя.
- локальная утечка тепла в какой то части стенда, (например, из за неправильно укрытия, или ошибки в конструкции теплозащитной подушки).
В зимнее время лучше применять специальные, утепленные, укрывные маты. Ссылка на них есть где то в «глубинах» форума.
Проверить совсем просто. Надо взять прибор, который называется Пирометр, и не полениться походить вдоль формуемой плиты, измеряя температуру на разных её участках . Пирометры, измеряющие температуру с точностью до десятых градуса – вообще копеечные. Его обязательно нужно иметь в хозяйстве тех, кто работает с жесткими бетонами (бетонами немедленной распалубки).
Теперь посчитаем о какой деформации (в абсолютном значении) может идти речь.
Допустим, что длинна дорожки у нас 100000мм (100 метров)
Перепад температур t = 90-20= 70 градусов.
L=L*L0*t L=14,5*(10^-6)*100000*70
L= 0,0000145*100000*70=101,5мм
Так как бетон совсем не работает на растяжение, то изменение длинны плиты в районе 10 сантиметров может привести к очень большим внутренним напряжениям. А именно это и приводит к образованию трещин.
С уважением, Николай Болховитин