Красочные составы и техники исполнения художественной росписи коттеджа

13.05.2008 07:12:18

В этой статье речь пойдет о составах и технике перетира темперных красок в домашних условиях, о послойном их наложении и о различных техниках художественной росписи коттеджа.

Все возможные оттенки пигментов в разбелах с диоксидом титана рутильной формы (белым пигментом) описаны в статьях «Неорганические пигменты для сухих строительных смесей и декоративных бетонов. Свойства. Эффективность применения» [см. Кузьмина В.П. Неорганические пигменты для сухих строительных смесей и декоративных бетонов. Свойства. Эффективность применения. // Популярное бетоноведение. № 2(4), 2005]и «Органические пигменты для строительной индустрии. Свойства. Области применения. Цены» [см. Кузьмина В.П. Органические пигменты для строительной индустрии. Свойства. Области применения. Цены. // Популярное бетоноведение. № 4(6), 2005].

Для получения желаемого цвета при перетире красок в домашних условиях рекомендуется использовать принципы смешения пигментов, приведённые в указанных статьях.

Журнальные накраски выполнены типографским способом, но они в достаточной степени схожи с натуральными накрасками пигментов и с одинаковой погрешностью позволяют нам оценить пригодность того или другого пигмента для выбранного рисунка, а также определить их соотношение при разбеле.

Пигменты – товар дорогостоящий, и в магазине маленькие расфасовки стоят недешево. Поэтому мы воспользуемся пигментами в мешках, продаваемыми с оптовых складов.

В рекламных журналах (например, «Товары и цены») публикуется информация различных торговых фирм, предлагающих данную продукцию со складов в крупных городах по всей стране. Кроме того, о подобных фирмах вы можете узнать на ежегодных профессиональных строительных и лакокрасочных выставках.

Остановите свой выбор на нескольких основных пигментах (неорганических, или органических) и приобретите по мешку каждого из них.

Малярно-технические свойства пигментов. Расчет их расхода пигментов для росписи

Основным показателем для расчёта является укрывистость пигмента, характеризующая расход темперной краски данного цвета на один квадратный метр (см. таблицу 1): чем лучше укрывистость, тем меньше расход.

Укрывистость темперной краски на различных пигментах зависит от их оптических свойств, дисперсности и критической объёмной концентрации (КОК, %) в связующем, а также степени перетира и адсорбционной способности самой краски. Укрывистость будет тем выше, чем больше разность между показателями преломления пигмента и плёнкообразующего вещества, т.е. плёнки, образованной эмульсией затворения.

Вычислим общую площадь рисунков по цветам с учётом многократного наложения прозрачных темперных слоев для достижения нужного оттенка. Помножим показатель укрывистости (см. таблицу 1 графу 7) на площадь и получим расход темперной краски по цветам. Полученное значение расхода темперной краски умножим на критическую объёмную концентрацию пигмента в % – КОК (см. таблицу 1 графу 3) и получим необходимое количество пигмента.

Таблица 1 Сравнительные малярно-технические характеристики промышленных пигментов

 

Наименование пигмента

Марка пигмента

Количество пигмента, г на 100 г краски

(КОК, %)

Количество эмульсии, г на 100 г краски

Диспергируемость через 30 мин, мкм

Вязкость по вискозиметру ВЗ-4, с

Укрывистость, г/м2

1

2

3

4

5

6

7

Диоксид титана

Р-О2Сумы

25

75

10

45

40

RG-15 Чехия

25

75

7

30

25

Красный железоокисный

S 190Шанхай

25

75

15

65

8

S 120Шанхай

25

75

15

63

10

КЧелак

25

75

30

80

6,4

Желтый железоокисный

Ж-2Челак

25

75

25

87

16

Ж-1Сумы

25

75

15

81

20

S 313Шанхай

25

75

20

85

25,9

Коричневый железоокисный

Чел.НИИ

25

75

-

-

8,5

НМ-470Чехия

25

75

60

-

15,0

S 686Шанхай

25

75

хорошая

-

18,9

Чёрный железоокисный

Чел.НИИ

25

75

хорошая

-

6

S 722Шанхай

25

75

хорошая

-

15,8

ВР-510 Чехия

25

75

25

-

12,0

ВР-610 Чехия

25

75

35

-

14,0

Зелёный железоокисный

S 5605Шанхай

25

75

хорошая


15,7

Голубой фталоцианиновый

2«З»У

Заволжск

10

90

15

120

12

Красный

5 СТамбов

10

90

15

90

15

Желтый светопрочный

Тамбов

10

90

15

197

35

Для приготовления темперной краски возьмём свето- и щёлочестойкие пигменты в количестве, соответствующем среднему значению критической объёмной концентрации, которая для неорганических пигментов равна 25%, или 25 г на 100 г композиции, а для органических – 10%, или 10 г на 100 г композиции.

Теперь необходимо приготовить эмульсию. Для этого взвешиваем компоненты: 50 г готового казеинового клея (напоминающего по виду варёную сгущёнку), 30 г осветлённой олифы, 20 г осветлённого льняного масла, 50 г родниковой (лучше серебряной) воды. Все это перемешиваем миксером. Можно добавить свежий желток куриного яйца. Льняное масло хорошо предварительно подержать в прозрачных бутылках на подоконнике, освещённом солнцем, чтобы оно выбелилось и не давало грязных оттенков. Если необходимо большее количество, увеличьте количество компонентов в одинаковой кратности. Готовую эмульсию слейте в стеклянную бутылку. Хранить ее нужно именно в стеклянной таре с плотно закрытой крышкой в холодильнике, добавив в качестве консерванта несколько капель камфорного масла.

Перед употреблением эмульсию необходимо взбалтывать!

Итак, эмульсия готова. Теперь берем половую керамическую плитку с зернистой поверхностью (типа метлахской) или стекло: они послужат в качестве «куранта», то есть столика для ручного перетира краски.

К небольшому куску такой же плитки приклеиваем тяжёлый предмет (что-то вроде металлической гири), чтобы перетир происходил под пригрузом (см. рис. 1).

Рис. 1

Пигмент следует насыпать на курант горкой, сделать в ней лунку, влить эмульсию, тщательно перемешать стеклянной ложечкой до получения густой сметанообразной массы, которую затем нужно перетирать пригрузом до исчезновения скрипучих звуков.

Темперную краску следует перетирать в необходимом количестве непосредственно перед нанесением. Ее наносят тонкими слоями мягкой кистью (беличьей или колонковой), стушёвывая с низлежащим слоем по краям. Это позволит достичь плавных переходов из тона в тон.

К такой росписи необходимо относиться, как к процессу, требующему точного соблюдения технологических параметров на каждом этапе выполнения работ.

Темперная краска быстро высыхает после испарения воды затворения, поэтому трудно смешивать краски разных цветов. Для получения оттенков лучше тщательно перемешать сами пигменты перед смешением и перетиром с эмульсией.

Темперная роспись является прозрачным «письмом» и позволяет свету проникать через все нанесённые слои краски. В итоге цвет зависит и от прозрачности, и от толщины, и от плотности слоев. Насыщенность воспринимаемого цвета будет тем ярче, чем будет больше общая плотность красочного слоя росписи.

На восприятие росписи стены влияют многие факторы: освещение и освещённость (юг, север, запад, восток), рефлексы, цветовая перспектива, контрастность различных цветовых сочетаний.

Как же выполнить рисунок?

Подготовим трафарет на картоне или на плотной бумаге (рис. 2).

Рис. 2

Готовый рисунок натрём с оборотной стороны чёрным пигментом, приложим к стене и переведём на стену, как через копировальную бумагу, обводя контуры тупым концом кисточки или деревянной палочки.

Теперь рисунок на стене готов к росписи (см. рис.3).

Рис. 3

Готовы и красочные составы. Они прозрачные, помните, что они просматриваются на стене до семи слоев, если не заглушены диоксидом титана, как гуашь. Слои краски наносят друг на друга после полного высыхания.

Существуют правила наложения красочных составов по цветам. Если у вас нет художественных навыков, придётся учиться в процессе выполнения работы на собственном опыте, используя литературные источники. Вы занимались лепкой из пластилина в детстве? Вы помните, как, тщательно разминая куски пластилина различных цветов в разных пропорциях, получался пластилин нужного цвета? Примерно так же нужно действовать и сейчас.

Рассмотрим конкретные примеры выполнения фресок знаменитым иконописцем современности Александром Ивановичем Чашкиным в храме Святых Бориса и Глеба в Зюзине (Москва).

На рисунках 4–6 приведены фотографии, на которых зафиксировано послойное выполнение фрески «Богоматерь «Знамение».

  

Рис. 4–6

Художник в данном случае использовал способ высветления по тёмному охристо-жёлтому подмалёвку.

Для изображения ликов в пределах контура лица наносился первый охристо-жёлтый слой темперы (пигмент железоокисный жёлтый FeO(OH)), затем второй (пигмент жёлтый светопрочный 90% + пигмент голубой фталоцианиновый 10%) после высыхания первого, потом третий (пигмент диоксид титана). Наконец, четвёртый тонкий слой темперы розового цвета наносился способом штриховки после высыхания третьего (пигмент диоксид титана рутильной формы 95% + красный железоокисный пигмент S 960).

На рисунках 7–9 – фотографии, где зафиксировано послойное выполнение фрески «Княгиня Ольга». Здесь также использовались два способа работы с темперой. Только способ штриховки использовался больше, чем в предыдущем случае: темпера нужного цвета наносилась острым кончиком кисти мелкими штрихами и точками.

                     

Рис. 7–9

Для изображения драгоценных камней на княжеских одеждах впервые в практике темперной росписи был использован розовый светящийся пигмент «Мальва» (родамин Ж). Перед употреблением он был «посажен» механохимическим способом на бесцветные кристаллы кварцита (см. патент на изобретение № 2212422).

Применение пигмента «Мальва» помогло художнику добиться удивительных эффектов. Например, его применение на заднем фоне фигуры Иисуса Христа позволило создать на фреске ощущение движения (см. рис. 10). Драгоценные камни на одеждах князей засверкали, словно настоящие.

Рис. 10

Отдельное место в настенной живописи занимают орнаменты. Орнаментальные росписи вокруг окон украшали интерьеры палат богатых купцов ещё в XVI веке (фотография на рис. 11).

Рис. 11

Изображенная палата была построена в Зарядье (Москва) в 1631 году мастером Мелетием Алексеевым для боярина Захарьина-Юрьева, деда Михаила Романова. Очень красиво смотрятся стены, украшенные темперными росписями: гирлянды цветов, фруктов, винограда.

А в 1814 году в Павловске к Розовому павильону по проекту К. Росси и П. Гонзаго был пристроен обширный зал, нарядно декорированный росписью искусственных цветов и золоченых люстр (рис. 12–14).

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Всё моё послевоенное детство прошло в Жилгородке ГУАС в городе Железнодорожный Московской области. Этот посёлок застроили после войны деревянными двухэтажными домами. Между первым и вторым этажами вились гирлянды из удивительных цветов и фруктов. Красиво смотрелись окна в резных, накладных, деревянных, цветных, кружевных рамах. В то время ни у кого не было отдельных квартир. Однако все мои сверстника и я считали, что мы живём в сказочном, райском месте, лучше которого на всей земле трудно найти. Сегодня те дома, увы, потеряли былую красоту и привлекательность.

Сегодня в Москве появилась новая мода: фасады многоэтажных унылых блочных и панельных домов оживились за счет их окраски цветными фасадными красками в определённом порядке. Смотрится красиво, но до создания рисунков еще далеко. А жаль! Ведь это не такое уж затратное решение.

Но вернёмся к росписи интерьера. Для консервации законченной фрески от последующего загрязнения нужно защитить её поверхность тонким слоем 2% водного раствора казеинового клея.

После высыхания клеевого покрытия кистью наносим состав из воска и скипидара (1:3). Высохшую поверхность полируем суконной салфеткой. Не забывайте делать пробные клейма на конкретной стене для проверки пригодности выбранных материалов и способов нанесения!

По мнению художника-дизайнера Галины Шевченко, лучшим специалистом по вопросам личного уюта является сам человек. Поэтому при устройстве интерьера самым главным критерием остаются индивидуальное ощущение и восприятие уюта. Именно от них зависит комфорт в доме. Интерьер должен быть нарядным, лёгким и функциональным.

Не каждый может самостоятельно реализовать свои мечты. Иногда требуется помощь более компетентного человека.

Сегодня в Интернете можно найти предложения пpекpacных apхитектopов, дизaйнеpов и других cпециaлиcтов в oблacти дизaйнa интеpьеpoв, например современных художников Шарафутдинова А.Р. и семью Шевченко. Они предлагают интересные решения не только фресковой росписи стен и потолков (см. рис. 15), но также оформления всего дома по единому замыслу.

Рис. 15

На мой взгляд, чрезвычайно интересно было бы возродить технику перспективной росписи интерьера коттеджа. Тогда низкий потолок покажется высоким, а комнаты просторными и светлыми.

Примером такой росписи может служить Купольный зал Таврического дворца в Санкт-Петербурге. В XIX веке его потолок был расписан под купол в технике гризайль (см. рис. 16).

 

Рис. 16

Очень эффектно применена подобная техника и в росписи царского коттеджа «Александрия» на берегу Финского залива. Все фрески были выполнены прямо по штукатурке, за исключением печей, где основной рисунок нанесли на холст, наклеенный на кирпичную кладку. Две печи были декорированы самим академиком Дж.-Б. Скотти. Роспись мансардных помещений имитирует драпировку из цветных тканей, характерную для интерьеров позднего классицизма.

В любом коттедже большую проблему создает лестница, которая занимает значительную часть внутреннего пространства. Очень интересен опыт устройства лестницы в царском коттедже «Александрия» (эскизы росписи разработал Дж.-Б. Скотти). Лестница выполнена из красивых чугунных лестничных маршей. Размещённая в узком вертикальном объеме она занимает всю высоту здания. Освещение устроено сверху через стеклянный фонарь. Чудо перспективной росписи превратило прозаичный, узкий, лестничный проем в огромный зал средневекового замка.

Темперная роспись была выполнена в технике гризайль, имитирующей рельефные и объемные архитектурные и лепные детали. Общий голубой тон живописи еще больше расширяет пространство. Ажурные пучки профилированных колонн с гербами Александрии, своды с архитектурными украшениями, стрельчатые арки, оконные проемы с фигурными переплетами – всё создаёт иллюзию роскоши.

Декоративная живопись коттеджа создавалась группой русских художников-декораторов и является подлинным образцом росписи начала XIX века, сохранившимся до наших дней без искажений.

И в Мальтийской гостиной Таврического дворца, и в помещениях третьего этажа коттеджа «Александрия» стены украшены в стиле позднего классицизма с использованием полихромной росписи с холодными локальными тонами без всяких переходов (см. рис. 17).

Рис. 17

Стены морского кабинета расписаны ниспадающими сверху вниз занавесами с фестонами и кистями. Ниже идут полосы (голубая, серебристо-серая, охристая), на которых разбросаны белые цветки.

Цветные полосы разделяют сводчатый потолок кабинета на прямоугольники, в центре каждого из которых нарисован четырехлепестковый цветок с гербом Александрии.

В августе 1827 года помещения мансардного этажа были расписаны изображениями матерчатых пологов походных палаток: использовались рисунки витых шнуров, вырезных фестонов, свисающих драпировок, фигурных окаймлений в сочетании с цветными полосами.

В своих же работах вы можете применить любую из рассмотренных методик известных мастеров, воспользоваться неповторимой фактурой природных материалов: находки из леса сохранят тепло и нежность погожего солнечного дня и дыхание природы; морские раковины и звёзды напомнят шум прибоя любимого моря и плеск воды.

Творите! Но не забывайте, что кисти следует мыть после каждого рабочего дня горячей водой с хозяйственным мылом, стряхнуть лишнюю воду и положить сушиться. Можно использовать дополнительно масло, или керосин, или бензин для лакокрасочной промышленности.

В следующей статье мы рассмотрим различные способы устройства забора, его значение в создании единого ансамбля с коттеджем, украсим крышу, укроем внутренний двор красивым ковром из фигурных элементов мощения.

Желаю удачи! Дайте свободу вашей фантазии!

    Была ли полезна информация?
  • 4475
Автор: @