ЗСД — первая концессия в новой России

31.10.2008 10:08:59

В начале июня этого года правительствогорода приняло распоряжение о заключении концессионного соглашения с участникомконкурса на строительство дороги «Западный скоростной диаметр» — компанией «ЗСД"Невский меридиан"». Однако путь к этому распоряжению был отнюдь нелегким и не быстрым. Но обо всем по порядку.

На последнем этапе

Вначале, чт? это за проект. Западныйскоростной диаметр — скоростная магистраль, которая соединит надежнойтранспортной связью северные и южные районы города. Восьмиполосная трассасвяжет Морской порт Петербурга с основными транспортными магистралями и КАД. Общаяее протяженность — 48,9 км,в том числе 28 км— внутри плотной застройки города. Часть магистрали пройдет по эстакаде вФинском заливе.

Проектом предусмотреносооружение 15 транспортных развязок в разных уровнях и уникальных мостовыхсооружений. Планируется, что пропускная способность трассы составит более 100тыс. автомобилей в сутки.

ЗСД станет первой платнойдорогой в России; ее планируют построить к 2010–2011 гг. Проект оцениваетсяпримерно в 10 млрд $. Половина этой суммы — средства инвестора.

Проект строительства ЗСД,поддержанный Инвестиционным фондом России, планируется реализовать на условияхконцессии в рамках частно-государственного партнерства. «Это первая концессия вновой России, — говорит губернатор Валентина Матвиенко. — Мы прошли длительныйпуть согласования этого уникального проекта с Инвестиционным фондом, сфедеральным правительством. Остался последний этап — подготовка самогоконцессионного соглашения, которое должно быть подписано до конца этого года».

Сейчас полным ходом идетстроительство первого участка трассы, которая всего насчитывает 5 участков. Доконца года городские власти планируют на этом участке открыть рабочее движение,что позволит вывезти грузовой транспорт из морского порта на Кольцевуюавтомобильную дорогу в направлении Москвы.

Одна заявка — это не хорошо и не плохо

Напомним, что в апреле этогогода решением правительства Российской Федерации был утвержден паспортинвестиционного проекта, согласно которому стоимость создания ЗСД составляет212 млрд руб., причем половину этой суммы составят средства инвестора —победителя концессионного конкурса. Одновременно правительство РоссийскойФедерации приняло решение передать полномочия концедента по этому проекту правительствуСанкт-Петербурга. 16 марта 2007 года конкурсная комиссия подвела итогипредварительного отбора и допустила к участию в конкурсе консорциумы, созданныекрупнейшими европейскими компаниями — лидерами отрасли.

6 июня на заседании конкурснойкомиссии был вскрыт конверт с единственным (!) поступившим конкурснымпредложением — от ООО «Западный скоростной диаметр "Невский меридиан"».Консорциумом была проведена оценка технико-экономических характеристик проектаЗСД. Рассчитанный на ее основе комплексный технико-экономический показательпризнан соответствующим значению критерия конкурса.

Вместе с тем, надо отметить, чтоконсорциум «ЗСД "Невский меридиан"», контролируемый Олегом Дерипаской— единственный из четырех претендентов на право строительство магистрали,предоставивший проектную документацию. Три других консорциума, состоящие толькоиз иностранных компаний, прошедшие квалификационный отбор, не стали подаватьсвои предложения. Возможно, поступление на конкурс только одной заявки связанос масштабным объемом предстоящих строительных работ. Кроме того, навернякасыграли свою роль и высокие требования, предъявляемые условиями конкурса.

«Очевидно, остальные участникиконкурса не решились взять на себя ответственность за столь сложный проект», — сказалапо этому поводу губернатор Петербурга Валентина Матвиенко. По ее мнению, «этоне хорошо и не плохо, что мы получили только одну заявку». «Такая ситуация спроведением конкурса укладывается в законодательство, и самый сложный иобъемный проект, и наличие в консорциуме такого количества серьезных компаний —большой плюс», — отметила глава Северной столицы. И добавила, что по проектуЗСД готова вся проектно-сметная документация, и Главгосэкспертиза согласовалаее по всем пяти очередям строительства. Сейчас уже ведутся работы построительству первой очереди южного участка, в том числе с подключениемтретьего и четвертого районов порта к ЗСД. Планируется запустить рабочеедвижение по нему до конца года. После заключения концессионного соглашения этотучасток будет передан концессионеру для продолжения работ.

В консорциум западных ироссийских строительных компаний входят: Strabag, Hochtief (в обеих компаниях имеетдолю «БазЭл» Олега Дерипаски), Bouygues, «Мостоотряд № 19», а такжеэксплуатационная французская компания Egis Рrojects.

Из них компания «Strabag A.G.»имеет, пожалуй, наибольший опыт в реализации крупных проектов, в том числе наусловиях концессионного соглашения. Это, видимо, позволило губернатору городазаявить, что компания «Strabag A.G.» привнесет в этот проект свои ноу-хау,новые технологии, улучшит проект по ходу строительства.

Президент компании «StrabagA.G.» Ханс Петер Хазельштайнер считает, что Западный скоростной диаметр — этосамый крупный и сложный с технической точки зрения проект современности вмасштабах России и мира. Впрочем, господин Хазельштайнер не оставляет надежды подписатьв ближайшее время сбалансированное концессионное соглашение на проектирование,строительство и эксплуатацию ЗСД. При этом он пообещал, что все работы попроекту будут выполнены качественно и в срок.

Интерес проявили более 20 компаний

Еще в ноябре 2006 года в министерствеэкономического развития промышленной политики и торговли (спустя два года МЭРТстал МЭРом — из названия исчезла «торговля», поменяв заодно своегоруководителя) состоялось организационное заседание комиссии по проведениюконкурса на право заключения концессионного соглашения по ЗСД.

Тогда было объявлено, чтоокончание приема заявок на предквалификационный отбор для участия в конкурсенамечено на 15 января 2007 года. По словам Валентины Матвиенко, уже на стартеконкурсного отбора к строительству Западного скоростного диаметра, которыйможет стать самым крупным концессионным проектом Европы, проявили интерес более20 компаний. Об этом говорят, в частности, результаты презентациипроекта в Лондоне, на роуд-шоу. А министр транспорта Игорь Левитин непреминул отметить, что при строительстве Западного скоростного диаметра будутприменены самые передовые технологии и новшества, которых еще не было в нашейстране.

В числе первых потенциальныхконцессионеров, помимо уже упомянутого «Западный скоростной диаметр "Невскиймеридиан"» были такие компании, как австрийская MLA Liferachfalt, испанскаякомпания «Венцида», а также «Санкт-Петербургская скоростная магистраль B.V.». Вчисло учредителей последней вошли голландские, турецкие, южноафриканскиеинвестиционные структуры.

Сроки и компенсации

Тем не менее, несмотря наразрекламированный городскими властями и в самом деле многообещающий проект,реальных инвесторов на горизонте долго не было видно. Наверное, по этой причинесроки подачи заявок на участие в реализации проекта переносились трижды.

Первоначально заявки на участиев конкурсе необходимо было подать до 19 января 2007 года. Потом этот срокпродлили до августа, а затем — до 23 ноября. После комиссия вновьскорректировала сроки. Естественно, соответствующие изменения были внесены вконкурсную документацию будущего проекта.

В Смольном последний переноссроков объяснили изменением порядка финансирования проекта из Инвестиционногофонда РФ. Причина задержек, безусловно, связана еще и с затянувшимся процессомсогласования документации по проекту в Минэкономразвитии и в Минтрансе. Задержкасвязана с тем, что Петербург первым реализует на практике концессионноезаконодательство в дорожно-транспортной сфере. К примеру, гендиректор ОАО«Западный скоростной диаметр» Игорь Лукьянов называет целый ряд проблемныхвопросов и рисков, которые, к счастью, в основном со временем удалосьразрешить. В частности — невозможность участия в одном проекте двухконцедентов, негибкость механизмов предоставления земельных участков, жесткиесроки заключения концессионных соглашений и договоров аренды и пр.

Еще одна проблема — компенсациязатрат на участие в конкурсе, которое выливается в миллионы евро — без всякихгарантий стать победителем. Специалисты считают, что необходимо законодательнопредусмотреть возможность частичной компенсации затрат участников за счет победителя.

Есть риски, с которыми неминуемодолжен столкнуться концессионер. Первый и главный — механизм возвратаинвестиций. Согласно последним расчетам, предполагаемый размер платы за проездпо трассе — до 100 руб. для легковых автомобилей, 150?300 руб. — длягрузовиков. Но инфляция не спит, и сроки окупаемости проекта, скорее всего, будутзависеть от того, какая стоимость проезда по ЗСД будет установлена вдальнейшем. Кроме того, окупаемость зависит и от интенсивности использованиямагистрали.

ЕБРР профинансирует ЗСД

В финансировании проекта, помимофедерального, городского правительства, самого инвестора, намерен принятьучастие Европейский банк реконструкции и развития. Скорее всего — предоставивкредиты инвестору и получив для этого соответствующие гарантии государства.

В рамках XII Петербургскогомеждународного экономического форума, который проходил с 6 по 8 июня этогогода, губернатор Валентина Матвиенко встретилась с управляющим директоромВсемирного банка госпожой Нгози Оконьо-Ивелой. На встрече обсуждались проектыгосударственно-частного партнерства, которые реализуются в Петербурге сучастием консультантов Всемирного Банка, в том числе — проект ЗСД.

Кроме того, выяснилось, что ЕБРРконсультирует петербургских чиновников по вопросам создания и эксплуатациинового вида пассажирского транспорта «Надземный экспресс», модернизацииаэропорта «Пулково», строительства Орловского тоннеля под Невой.

Губернатор на встрече отметила,что в успешном продвижении городских инвестиционных проектов есть большаязаслуга Всемирного банка.


    Была ли полезна информация?
  • 3505
Автор: @