Строительные статьи

27.04.2008 10:34:18

Декоративная штукатурка. Составы. Особенности применения. Свойства.

Рассматривается технология получения  венецианской штукатурки.

Красота интерьера здания полностью зависит от декоративной отделки стен помещений различного назначения и их гармоничного сочетания.

Декоративные покрытия для стен — это, прежде всего, структурные штукатурки и декоративные краски. Также к декоративным покрытиям относятся каменная крошка и «флок» (или «чипсы»).

Интересна техника декоративного нанесения материалов: «под старину» и «венецианская» штукатурка.

Венецианская штукатурка сейчас в моде.

Не каждый профессионал даст вам чёткую характеристику венецианской штукатурки. Современные фирмы предлагают дизайнерские решения и свои услуги, но не каждому они по карману.

Можно ли сделать подобную отделку самому? Можно, но надо иметь профессиональные навыки штукатура.

Что же такое, эта модная венецианская штукатурка? Это давно известная известковая штукатурка, но это не точное определение. Под словами «венецианская штукатурка» чаще понимают вид декоративного покрытия для имитации мрамора.

«венецианская штукатурка» — это вид декоративного покрытия для имитации мрамора

По-итальянски «stucco veneziano» означает: декоративные покрытия, искусно имитирующие ценные материалы — драгоценные металлы, красное дерево, различные сорта мрамора.

Декоративной известковой штукатуркой называется сухая цветная известково-песчаная смесь.

Известково-песчаная штукатурка в качестве вяжущего вещества содержит известь-пушонку.

В качестве заполнителя и наполнителя применяется белый кварцевый песок, мраморная мука, гипсовая мука (тонкомолотый белый мраморный или гипсовый камень) или песок, полученный дроблением белого известняка или мрамора.

В качестве красящего вещества используется любой щёлочестойкий пигмент, не ухудшающий свойства штукатурного покрытия. Можно тонировать получаемый искусственный камень колеровочными пастами щёлочестойких пигментов.

Затворяют такую штукатурную сухую смесь водопроводной водой.

В отличие от традиционной известковой штукатурки венецианскую штукатурку затворяют не водой, а водно-полимерной эмульсией. За счёт применения водной дисперсии полимера поровое пространство получаемого мелкокристаллического камня заполняется молекулами полимера, что особенно важно для контактных пор.

Наполнитель, преимущественно белый, имеет тонкодисперсную структуру. В результате получаем белый искусственный мелкокристаллический камень, который можно тонировать пигментной пастой в любой цвет.

Применяя технологический приём неполного перемешивания, мы можем получить «мраморную» поверхность.

Известковая штукатурка не должна использоваться для отделки цоколей, оград, баз колонн и пилястр, профильных деталей, тяг с большим выносом стен, подвергающихся усиленному увлажнению. Известковую штукатурку нельзя наносить на бетонную поверхность и металлическую стенку.

декоративная известковая штукатурка — это сухая цветная известково-песчаная смесь

Цветные известковые накрывочные покрытия наносят на штукатурные белые грунты известкового состава. В основном их применяют для декоративной отделки стен внутри общественных и жилых зданий.

Декоративной терразитовой штукатуркой называется сухая цветная штукатурная терразитовая смесь. Терразитовая смесь — это известково-цементная смесь с преобладанием извести. Она содержит известь-пушонку, портландцемент белый или цветной (до 35% от общего содержания вяжущих веществ), наполнитель — тонкомолотая известняковая мука, заполнитель — смесь горного и речного песка или известняковая крошка, в качестве декоративной добавки — пигмент и слюда.

Декоративная терразитовая штукатурка применяется для отделки фасадов зданий при повышенных требованиях к механической прочности и атмосферостойкости, а также при оштукатуривании архитектурных тяг.

Декоративную терразитовую штукатурку применяют для отделки поверхностей из бетона, для отделки кирпичных стен с сильно расчленёнными поверхностями (далеко выступающие русты, частые пояски, мелкие пилястры и полуколонны, сильно рельефные обрамления и т. д.), для отделки поверхностей с влажным режимом эксплуатации или подвергающихся ударам и трению. На рисунке можно увидеть пример изготовления по шаблону декоративных штукатурных обрамлений по контуру дверей и стен.

Декоративную терразитовую штукатурку нельзя применять для отделки цоколей; а также материалов с прочностью М50 и ниже (например, шлакобетонные стены).

Для декоративных терразитовых штукатурок должны применяться известково-цементные составы грунтов той же прочности.

Декоративный слой должен наноситься через 7 сут. твердения грунта.

В случае нанесения терразитовых штукатурок на старые оштукатуренные поверхности необходимо счистить разрушенные участки штукатурки, заделать их, после чего очистить всю поверхность от пыли и промыть струёй воды под давлением.

Готовую штукатурку смачивают водой в течение 3 сут. по одному разу в сутки. При больших объёмах работ и механизированном способе нанесения экономически целесообразно применять водоудерживающие и пластифицирующие добавки.

Декоративная каменная штукатурка подразделяется на: цементно-известковую (с преобладанием цемента — 65 %), имитирующую облицовку известняком, доломитом, мрамором, и цементную, имитирующую облицовку гранитом.

За счёт применения в вещественном составе каменных штукатурок цветных заполнителей можно получить прекрасный декоративный эффект.

Цементную штукатурку применяют для отделки зданий, сооружений и их частей, подвергающихся систематическому увлажнению (цоколи, балконы, парапеты зданий, балюстрады наружных стен, ограды, мосты), а также для изготовления лепных фасадных деталей. Цементная штукатурка должна применяться для отделки прочных оснований (бетон, высокомарочный кирпич, металлическая стенка).

Рассмотрим подробно особенности получения венецианской штукатурки. Блестящие или матовые готовые поверхности венецианской штукатурки получают различными способами.

декоративная  терразитовая штукатурка — это сухая цветная штукатурная терразитовая смесь

Одни покрытия наносят тонким восковым слоем определённого состава (см. Культура мрамора. Изготовление мрамора кустарным способом // Популярное бетоноведение. — 2006. — № 2 (10)), а другие — например, венецианскую штукатурку — просто тщательно втирают на поверхность стальным шпателем. При этом под действием тепла, выделяющегося в результате трения инструмента о материал, происходит постепенное загустевание водно-полимерной эмульсии. На поверхности образуется прочная тонкая корочка — блестящая или матовая в зависимости от состава покрытия.

На рынке услуг работает ряд фирм, зарекомендовавших себя с хорошей стороны. Воспользуемся рекомендациями фирмы «Спектра».

Необходимо запастись инструментами. Потребуются две гладилки из нержавеющей стали шириной 250 и 200 мм, шпатели — широкий (200 мм) и узкий (60 мм).

Рабочие кромки инструментов следует тщательно закруглить и отполировать.

Для подготовительных работ потребуются кисти макловица и флейц, рулетка, длинная линейка, уровень, карандаш, шприц-дозатор, мерные стаканы, ёмкости для размешивания материалов, мешалка, стремянка, ведро с водой, шлифовальная шкурка (№/№ 120 и 220), шлифовальная тёрка, «уточка» — приспособление для получения широкой бумажной ленты с клеящим краем (при её отсутствии бумажную полосу и липкую ленту можно использовать отдельно).

Ровные, гладкие, прочные поверхности — обязательное условие для нанесения венецианской штукатурки. Технология подготовки основания под «венецианку» такая же, как и при подготовке стен под окраску. Наплывы шпатлёвки с поверхности нужно убрать шлифованием. Допустимы небольшие углубления (до 2 мм). Затем стены следует тщательно покрыть акриловой грунтовкой в два слоя, чтобы не оставить непокрытых мест. Просушенные в течение 4–6 ч стены надо разметить и оклеить по границам защитной бумажной лентой.

Посчитаем необходимые затраты для отделки, например, прихожей площадью 8,5 м2 и площадью стен 15 м2.

Расходы, в расчёте на материалы, представляемые фирмой «Спектра», составили: шпатлёвка (34 кг) — 129 руб., грунтовка (1,8 л) — 71 руб., краситель (0,2 кг) — 39 руб., базовая основа покрытия «Master Marmo» (12 кг) — 370 руб., верх покрытия «Master Stucco» (8 кг) — 247 руб., лента бумажная — 12 руб. Итого (без учета стоимости работ) — 583 руб.

На отделку ушло 32 ч рабочего времени, а на всю работу (с подготовкой поверхности) — 7 дней.

Нанесение венецианской штукатурки напоминает технологию изготовления искусственного мрамора, подробно рассмотренную в статье «Культура мрамора. Изготовление мрамора кустарным способом» (Популярное бетоноведение. — 2006. — № 2 (10)).

Суть технологии «stucco» заключается в последовательном натирании нескольких тончайших слоёв покрытия друг на друга. Покрытие состоит из хаотически расположенных пятен материала. Техника их нанесения должна быть такой, чтобы создать переменную толщину слоя и, тем самым, плавное изменение тона (цветовую растяжку). Сочетание множества таких пятен и их слоёв создает иллюзию природного материала.

Первый слой обычно выполняют из материала, содержащего мраморную крошку тонкого помола (в нашем случае — «Master Marmo»), чтобы обеспечить надёжное сцепление с основанием. Его наносят стальной гладилкой или шпателем так же, как шпатлёвку (расход от 700 до 1500 г/м2). После просушки (4–6 ч) на этот слой наносят покрывающие, лессировочные слои, создающие фактуру рисунка.

Если нужно получить матовое покрытие, то второй и последующие слои выполняют из того же материала («Master Marmo»). При необходимости получить глянцевую поверхность — из тонкодисперсного материала марки «Master Stucco», смешанного с выбранным красителем (расход — 500–1200 г/м2 на два слоя).

ровные, гладкие, прочные поверхности — обязательное условие для нанесения венецианской штукатурки

После заделки швов обработайте стены облицовочной шпатлёвкой «Vetonit KR» (из расчёта 0,6–0,8 кг/м2). Шпатлёвка сохнет 6–8 ч (рис. 1).

Нанесите грунтовку «Ardfix», разбавленную водой в соотношении 1:7, в два слоя широкой кистью, тщательно втирая её с лёгким нажимом на кисть. Оставьте сохнуть на 4–6 ч (рис. 2).

Отмерьте нужное количество материала «Master Marmo» (из расчёта 800 г/м2), хорошенько перемешайте и добавьте рассчитанную порцию красителя «Gelcolor», выбранную по каталогу фирмы (наибольший расход красителя не превышает 100 г на 1 кг основы) (рис. 3).

Всё тщательно перемешайте до сметанообразной консистенции. По окончании работы не забудьте положить шприц-дозатор и мешалку в ведро с водой (рис. 4).

Закруглите все кромки на рабочей поверхности гладилок и шпателей мелкозернистой шлифовальной шкуркой и отполируйте их до полного удаления видимых дефектов (царапины, заусенцы и т. п.) (рис. 5).

На рабочую поверхность длинной гладилки (250 мм) наложите шпателем приблизительно 70–100 см3 материала «Master Marmo» (рис. 6).

Начните работу с любого верхнего угла. Наносите материал равномерным слоем так же, как наносится шпатлёвка, т. е. намазывая его движениями снизу вверх и в сторону (рис. 7).

Разгоните материал в стороны разнонаправленными движениями. Гладилку прижимайте к стене плотно, держа её под углом 10–15° к поверхности. Старайтесь не оставлять пробелов (рис. 8).

Участки у пола покрывайте движениями снизу вверх. Покрыв все стены, дайте материалу просохнуть в течении 4–6 ч (рис. 9).

Отмерив нужное количество покрывающего материала марки «Master Stucco» и перемешав его, добавьте краситель и ещё раз всё хорошо перемешайте до получения однородной массы. Учтите, что ошибка в количестве красителя после вынудит нанести лишние слои с «исправленным цветом» (рис. 10).

Вдоль кромки короткой гладилки (200 мм) наложите узким шпателем примерно 30–50 см3 материала «Master Stucco» (рис. 11).

Размажьте его произвольно направленными дугообразными короткими движениями (примерно равными длине гладилки) (рис. 12).

Наплыв материала, собирающийся на стене в конце предыдущего движения, разгоните прямолинейным движением под углом к линии наплыва. Так, чередуя движения намазывания и разгона и произвольно изменяя их длину и направление, покройте участок площадью примерно 0,7?0,7 м (рис. 13).

Разровняйте покрытие на этом участке длинными движениями гладилки в произвольных направлениях до образования равномерного тонкого слоя. Силу нажима и наклон плоскости инструмента можно слегка увеличить — до 20–25° (рис. 14).

Через каждые 2–3 движения очищайте гладилку от прилипшего материала, а затем вытирайте её слегка влажной тряпкой (рис. 15).

Закончив разравнивать, подождите около 10 мин и начинайте заглаживать покрытие кромкой широкого (200 мм) шпателя слегка перекрещивающимися движениями сверху вниз. По мере появления глянца ослабляйте нажим на шпатель, чтобы не повредить образующуюся тонкую корочку (рис. 16).

Отделку проводится участками площадью от 0,5 до 1 м2. При этом последовательно выполняют четыре операции: нанесение мазков материала (можно разных цветов); их разравнивание; разглаживание материала по площади участка; глянцевание поверхности (полирование). При нанесении мазков нажим на гладилку в начале и конце движения ослабляют (как при соскабливании), изменяя, тем самым, толщину слоя материала. Полностью закончив работу на одном участке стены, окончательно заглянцуйте поверхность, разглаживая её чистой гладилкой, сильно нажимая на неё двумя руками и держа под углом 5–12° к плоскости стены (рис. 17).

Весь цикл операций повторяют на соседнем участке, и так до тех пор, пока не будет отделана вся стена. При разглаживании и глянцевании движения гладилки должны обязательно пересекать границы смежных участков. Оптимальная техника движений и нажим на инструмент подбирается опытным путём.

Если получившаяся фактура не нравится, не давая материалу высохнуть, нанесите ещё один или несколько слоёв до тех пор, пока не получится то, что вы задумали. Но помните, что лучшее — враг хорошего, главное — вовремя остановиться.

(К покрытию можно прикасаться через 6 ч, через сутки можно использовать помещение, но окончательно стены просохнут лишь через неделю.)

Повторите весь цикл нанесения мазков материала, их разгона, разравнивания, заглаживания и глянцевания на соседнем и последующих участках (рис. 18).

На границах стен, у препятствий (углы, проёмы, выступы и др.) движения начинайте намазывать, поставив кромку гладилки на линию границы, и продолжайте внутрь участка (рис. 19).

В неудобных местах для намазывания и разравнивания материала используйте узкий шпатель (рис. 20).

Покрытие вокруг препятствий разглаживайте и глянцуйте короткой гладилкой движениями от препятствия внутрь участка (рис. 21).

У пола покрытие наносите гладилкой, дугообразными движениями, начиная снизу (рис. 22).

При глянцевании участка у пола движения гладилки направляйте снизу вверх и слегка перекрещивайте их (рис. 23).

Если после получения глянца на всей поверхности стены результат не понравился, не позволяя покрытию высохнуть, нанесите второй слой материала «Master Stucco» произвольно расположенными пятнами и повторите весь цикл отделки по участкам площадью не более 1 м2 (рис. 24).

При повреждении поверхности в процессе работы нанесите узким шпателем на повреждённое место и вокруг него материал «Master Marmo», дайте ему просохнуть, а потом покройте и отделайте материалом «Master Stucco» по описанной технологии (рис. 25).

На глянцевую поверхность можно наносить всё новые и новые слои (можно — разных цветов) до получения желаемого результата (рис. 26).

Следите за чистотой инструментов, после использования обязательно кладите их в ведро с водой.

Защищайте материал от засорения, т. к. все посторонние частицы впоследствии обязательно проявятся на отделанной поверхности.

Фактурой можно управлять, изменяя размеры гладилки, длину мазков, промежутки между ними, силу нажима на инструмент и цвет? основы и верхних слоёв.

Редакция благодарит московскую фирму «Спектра» за прекрасную консультацию по использованию материалов при изготовления венецианской штукатурки.

 

Рис. 1

Рис. 2

Рис. 3

Рис. 4

Рис. 5


Рис. 6

Рис. 7


Рис. 8

Рис. 9

Рис. 10

Рис. 11

Рис. 12

Рис. 13

Рис. 14

Рис. 15

Рис. 16

Рис. 17

Рис. 18

Рис. 19

Рис. 20

Рис. 21

Рис. 22

Рис. 23

Рис. 24

Рис. 25

Рис. 26

 

 

  

Рис. 27

Рис. 28

Рис. 29

 

Рис. 30

Рис. 31

Рис. 32

 

Мы рассмотрели создание венецианской штукатурки «вручную». Однако подобное декоративное покрытие успешно наносится краскопультом. Рынок предлагает готовые к употреблению составы, как отечественные, так и зарубежные.

Ниже приведены фотографии, дающие представление о некоторой разнице в консистенции используемых составов. Рис. 27 — выбор грунта, рис. 28 — «венецианка» в ведре, рис. 29 — консистенция «венецианки», рис. 30 — наполнение бачка, рис. 31 — готовое одноцветное покрытие.

 

Использование известково-песчаной наполненной штукатурки с полимерной добавкой — «венецианской штукатурки» позволит создать неповторимый стиль интерьера с уникальной цветовой гаммой. При этом возможно использование дополнительных отделочных элементов, различных орнаментов, например, в технике сграффито.

Штукатуркой сграффито называется набор сухих цветных известково-песчаных смесей. Декоративная штукатурка сграффито представляет собой рельефный двухцветный рисунок по штукатурке отдельных участков фасадов (фризы, обрамления окон и дверей, отдельные вставки и т. п.).

При выполнении штукатурки сграффито сначала наносят основной накрывочный слой (6–8 мм), а после него — дополнительный накрывочный слой (2–3 мм) того же состава, но другого цвета. Контурный рисунок, нанесённый на трафарет в виде дырочек, переносят на поверхность штукатурки припудриванием. Затем верхний слой штукатурки срезают до обнажения нижележащего слоя по рисунку с помощью ручных инструментов. На рис. 33 приведён пример выполнения фриза из штукатурки сграффито.

 

Рис. 33

 

Красиво смотрятся белые фактурные полосы из известково-песчаного раствора. Ими имитируют, например, дверные и оконные наличники. Полосы можно украсить растительным или геометрическим орнаментом по технологии нанесения штукатурки сграффито.

Нормы расхода материалов на 1 м2 художественной штукатурки в технике многоцветного сграффито приведены в табл. 1.

 

Материалы

Единицы измерения

Расход материалов

2 слоя

3 слоя

4 слоя

Цемент

кг

6,5

7,6

8,7

Известь гашёная

кг

6,7

7,8

8,9

Вяжущее : песок

1,00:3,48

1,00:3,57

1,00:3,52

Песок

м3/кг

0,020/46

0,024/55

0,027/62

Пигмент

кг

0,4

0,6

0,8

Уголь рисовальный

коробка

0,1

0,1

0,1

Бумага рисовальная

кг

0,2

0,2

0,2

Калька бумажная:

ширина 840 мм

ширина 630 мм

 

не менее

не менее[monobor1] 

 

1,2

1,6

 

1,2

1,6

 

1,2

1,6

Поливинилацетатная эмульсия

кг

0,03

0,06

0,10

 

Рассмотренные техники декоративной отделки интерьеров зданий предоставляют неограниченные возможности для достижения желаемых результатов. Желаем удачи!

    Была ли полезна информация?
  • 3671
Автор: @Сергей Эстрин
Яндекс.Директ