Ячеистые бетоны на сегодня являются очень выгодным и эффективным строительным материалом с точки зрения использования энергосберегающих технологий. В условиях постоянного дорожания энергоресурсов применение пористых стройматериалов - самый эффективный способ экономии средств как на обогрев помещений, так и при возведении зданий. В то же время, на рынке присутствует великое множество материалов данной направленности: карбамидные и стирольные пенопласты, полистриолбетон, газобетон, пенобетон, пеногипс, пеностекло, пористая керамика, пустотелые блоки и прочие материалы.
С приходом финансового кризиса конкуренция на рынке только возрасла. Мелкие предприятия вынуждены были переориентироваться или вообще уйти с рынка. Среди рупных предприятий усилилась борьба не только в своем сегменте, но и в смежных.
Хотя еще в 2008 году производство ячеистых бетонов росло невиданными темпами. У ворот производителей выстраивались очереди, блок отгружали, что называется, с конвеера, сырым. Серьезно росли производственные мощности по производству газобетона и пенобетона. Цена на пенобетон доходила до 700 грн за куб.м. при рентабельности 50-80%. Такая ситуация все больше привлекала в этот бизнес разного рода предпринимательский капитал. И если производство газобетона - это серьезное крупное предприятие, требующее серьезных инвестиций, то для организации производства пенобетона достаточно было вложить 30-50 тыс.грн и мини-цех готов. В результате на рынке появилось великое множество мелких предприятий - "спринтеров", основной целью которых являлось возврат инвестиций и накопление капитала. Зачастую сами производители не могли сказать, что же за продукцию они производят, какое у нее качество и что будет с ней завтра. В большинстве случаев пенобетон горе-производителей напоминал труху. Все это неизбежно привело к формированию у потребителя негативного отношения к пенобетону и дискредитации бизнес-темы как таковой. В этих условиях все большее предпочтение отдавалось газобетону, так как прочностные и эстетические характеристики этого материала на порядок выше. Т.е. на протяжении нескольких последних докризисных лет наметилась негативная тенденция экстенсивного роста спроса и повального снижения качества пенобетона. Кроме того, стоит сказать что более 90% рынка пенобетона представлял блочный пенобетон.
С приходом мирового финансового кризиса очень сильно все изменилось. При этом нельзя сказать что в плохую сторону. По разным оценкам спрос на пенобетон упал на 70%. В первую очередь остановились мелкие предприятия с объемом производства до 200 кубов в месяц. Во-первых, большинство таких предприятий производили некачественную продукцию. Во- вторых, объем производства не позволял сократить цену и выиграть за счет объема. Так, цена на пенобетон у мелких предприятий в крупных городах снизилась с 600 до 550-530 грн/куб (при все том же отвратительном качестве). В регионах цена на пенобетон осталась на уровне 600-620 грн/куб. А тут еще "помогли" газобтонщики, существенно снизив цену на продукцию. Если газобетон в 2008 году стоил 650-700 грн/куб, то в 2009 году - от 400 до 550 грн.куб. В результате и без того слабый потребительский спрос еще больше переориентировлся на газобетон.
Некоторые пенобетонщики дабы конкурировать с газобетоном хотя бы по цене перешли на использование цемента ШПЦ 400 и сократили его закладку. В результате получают "вату" и спихивают ее еще тем покупателям, которые остались. В перспективе сами же себе пакостят.
Чего же ожидать дальше. Конечно же рост количества пенобетонных производств и их суммарной мощности остановился. Многие производители в целях поиска НОУ-ХАУ будут искать себя в безавтоклавном газобетоне, полистиролбетоне, а возможно и вообще в других сферах. Все эти шараханья имеют в основе больше паники, нежели здравого смысла. Куда более целесообразно перенимать опыт западных компаний. Во-первых, практически не освоен рынок монолитного пенобетона. Заливка беговых и велосипедных дорожек, крыш, полов и т.д. и т.п. Во-вторых, потенциал рынка теплоизоляции огромен и пенобетон не в первых рядах. Призводство теплоизоляционных пазогребневых плит может рассматриваться как замена различным пенопластам; изоляционные скорлупы для труб и т.д. В-третьих, использование пенобетона как способ экономии бетона. Например, при заливке подложек под тротуарные плиты.
С приходом финансового кризиса конкуренция на рынке только возрасла. Мелкие предприятия вынуждены были переориентироваться или вообще уйти с рынка. Среди рупных предприятий усилилась борьба не только в своем сегменте, но и в смежных.
Хотя еще в 2008 году производство ячеистых бетонов росло невиданными темпами. У ворот производителей выстраивались очереди, блок отгружали, что называется, с конвеера, сырым. Серьезно росли производственные мощности по производству газобетона и пенобетона. Цена на пенобетон доходила до 700 грн за куб.м. при рентабельности 50-80%. Такая ситуация все больше привлекала в этот бизнес разного рода предпринимательский капитал. И если производство газобетона - это серьезное крупное предприятие, требующее серьезных инвестиций, то для организации производства пенобетона достаточно было вложить 30-50 тыс.грн и мини-цех готов. В результате на рынке появилось великое множество мелких предприятий - "спринтеров", основной целью которых являлось возврат инвестиций и накопление капитала. Зачастую сами производители не могли сказать, что же за продукцию они производят, какое у нее качество и что будет с ней завтра. В большинстве случаев пенобетон горе-производителей напоминал труху. Все это неизбежно привело к формированию у потребителя негативного отношения к пенобетону и дискредитации бизнес-темы как таковой. В этих условиях все большее предпочтение отдавалось газобетону, так как прочностные и эстетические характеристики этого материала на порядок выше. Т.е. на протяжении нескольких последних докризисных лет наметилась негативная тенденция экстенсивного роста спроса и повального снижения качества пенобетона. Кроме того, стоит сказать что более 90% рынка пенобетона представлял блочный пенобетон.
С приходом мирового финансового кризиса очень сильно все изменилось. При этом нельзя сказать что в плохую сторону. По разным оценкам спрос на пенобетон упал на 70%. В первую очередь остановились мелкие предприятия с объемом производства до 200 кубов в месяц. Во-первых, большинство таких предприятий производили некачественную продукцию. Во- вторых, объем производства не позволял сократить цену и выиграть за счет объема. Так, цена на пенобетон у мелких предприятий в крупных городах снизилась с 600 до 550-530 грн/куб (при все том же отвратительном качестве). В регионах цена на пенобетон осталась на уровне 600-620 грн/куб. А тут еще "помогли" газобтонщики, существенно снизив цену на продукцию. Если газобетон в 2008 году стоил 650-700 грн/куб, то в 2009 году - от 400 до 550 грн.куб. В результате и без того слабый потребительский спрос еще больше переориентировлся на газобетон.
Некоторые пенобетонщики дабы конкурировать с газобетоном хотя бы по цене перешли на использование цемента ШПЦ 400 и сократили его закладку. В результате получают "вату" и спихивают ее еще тем покупателям, которые остались. В перспективе сами же себе пакостят.
Чего же ожидать дальше. Конечно же рост количества пенобетонных производств и их суммарной мощности остановился. Многие производители в целях поиска НОУ-ХАУ будут искать себя в безавтоклавном газобетоне, полистиролбетоне, а возможно и вообще в других сферах. Все эти шараханья имеют в основе больше паники, нежели здравого смысла. Куда более целесообразно перенимать опыт западных компаний. Во-первых, практически не освоен рынок монолитного пенобетона. Заливка беговых и велосипедных дорожек, крыш, полов и т.д. и т.п. Во-вторых, потенциал рынка теплоизоляции огромен и пенобетон не в первых рядах. Призводство теплоизоляционных пазогребневых плит может рассматриваться как замена различным пенопластам; изоляционные скорлупы для труб и т.д. В-третьих, использование пенобетона как способ экономии бетона. Например, при заливке подложек под тротуарные плиты.